Дефекты речи


Дефекты речи влияют на качество жизни в худшую сторону. Неспособность четко говорить не является опасным заболеванием, но на его фоне может развиться депрессия и различные болезни. Данным нарушением могут страдать и дети, и взрослые.

Ситуация в большинстве случаев исправима, если обратиться к специалистам вовремя и приложить немного усилий со своей стороны, выполняя их рекомендации. Из этой статьи вы узнаете, что такое дефекты речи, какие нарушения к ним относятся, причины появления недуга и как его побороть.\

Развитие речи с помощью логопеда

Определение понятия

Дефекты речи — искажённое произнесение звуков во время разговора при нормальном слухе в результате неправильной работы артикуляционного аппарата. Нормальной речью считается внятное и четкое произношение каждого звука. При этом речь должна быть плавной и ритмичной, а слова узнаваемы.

К нарушениям воспроизведения звуков относятся:

  • Шепелявость — искажение шипящих и свистящих звуков.
  • Картавость — отсутствие навыка четкого произношения звука «Р».
  • Гнусавость (ринолалия) — воздух со звуком выходит, как бы из носа.
  • Замедленный темп и ритм речи (брадилалия).
  • Искажение, «проглатывание» или замена звуков при произнесении слов (дислалия).
  • Заикание — невозможность сказать слова с первой попытки без растянутого произношения звуков и длительных пауз между ними.
  • Полное или частичное отсутствие речи (алалия).

При наличии или появлении любого из вышеперечисленных видов недуга рекомендуется обратиться к профессионалам— логопеду или дефектологу. Ситуация исправима в различном возрасте, но не стоит затягивать с этой проблемой, чтобы избежать стойкого закрепления нарушений. Особенно это касается отклонений от нормы у детей. Лечение в раннем возрасте гарантирует, что ребенок научится говорить правильно и красиво.

Причины невнятной речи

Причинами может стать врожденное нарушение речи вследствие какого-либо негативного воздействия на плод во время беременности или родов (например, гипоксия — кислородное голодание) и приобретенное нарушение речи вследствие заболеваний, физических или психологических травм:

  • родовые травмы головы;
  • генетические факторы (наследственность);
  • врожденные аномалии (глухота, не заращение верхней губы, твердого и мягкого неба, неправильный прикус, дефекты челюстей, зубов, языка и губ);
  • эмоциональное потрясение (стресс, сильный испуг или шок);
  • нарушение работы центральной нервной системы;
  • контузия;
  • последствия инфекционных заболеваний;
  • повреждение или неправильное формирование речевого аппарата;
  • последствия хирургического вмешательства в области речевого аппарата;
  • образец неверного произношения со стороны взрослых.

В процессе произношения звуков речи одновременно участвуют несколько органов — мозг, гортань, мышцы лица, языка и органов дыхания. Не поддаются исправлению дефекты, которые связаны с необратимой деформацией речевых органов, возникшие вследствие механических повреждений — травм горла, носа, языка, черепа или дыхательных путей.

Методы избавления от дефектов речи

Причин нарушений речи множество, поэтому и многообразны методы их исправления. Для получения эффективного результата очень важно установить истинную причину недуга и в первую очередь работать с ней. Тактика коррекции взрослых и детей может быть различна.

Патологии речи у взрослых

Дефекты речи во взрослом возрасте возникают чаще всего вследствие болезни. Для определения или подтверждения причины специалистом назначается обследование. И только на основании результатов доктор определяет тактику лечения. Например, гнусавость (ринолалия) исправляется благодаря удалению полипов в носу или восстановлению искривления носовой перегородки.

Если после излечения болезни (устранения основной причины) нормальная речь не восстанавливается, тогда используется дыхательная и речевая терапия. Например, невнятность произношения, которая проявляется в основном при сильном волнении, легко исправляется с помощью комплекса специальных дыхательных упражнений.

Если дефекты речи спровоцировали психологические проблемы, то в этом случае понадобится помощь не только логопеда, но ещё психолога или психотерапевта. Достаточно эффективна групповая и индивидуальная терапия.

Человеку с нарушением функции речи не рекомендуется избегать людей. Страх, что окружающие люди его не поймут или будут высмеивать, чаще всего надуман и не обоснован. Наоборот, надо как можно больше общаться, совершенствуя свое произношение. Человек, избегающий словесного контакта, может заболеть тяжелым психическим заболеванием.

Нарушения речи у детей

Речь человека наиболее интенсивно развивается на втором году жизни. Если ребёнок не выговаривает некоторые звуки в 3–4 года, это считается нормой. Но сохранение ситуации без изменений у пятилетнего ребенка является веским основанием обратиться к логопеду. Им в индивидуальном порядке будет скорректирована эффективная программа для исправления нарушений.

Иногда родители сами виноваты в возникновении проблемы, когда поощряют неправильное произношение звуков. Начиная с младенчества, с ребенком нужно говорить четко и правильно. И ни в коем случае нельзя «сюсюкаться», намеренно искажая слова, так как малыш учится языку, копируя все звуки речи у окружающих его людей.

В зависимости от причины логопед или дефектолог может назначить различные способы исправления речевых нарушений или их комплекс:

  • Массаж.
  • Артикуляционную гимнастику.
  • Лечение заболеваний носа, восстановление проходимости носовых ходов и пазух.
  • Посещение стоматолога для исправления шепелявости из-за неправильного прикуса.
  • Медикаменты для уменьшения напряжения мышц речевого аппарата (назначает невропатолог).
  • Занятия по развитию речи для формирования правильного произношения слов с помощью звуковых упражнений: проговаривания отдельных звуков, фраз и скороговорок.

Избавиться от нарушений речи можно в процессе комплексной работы нескольких специалистов, в том числе и логопеда, который поможет наладить произношение после устранения первичной причины.

Нарушение фонематического слуха

Одной из причин неправильного произношения является нарушение фонетического слуха, когда ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их из-за плохого понимания речи окружающих. С младенчества дети постепенно осваивают родной язык способом подражания, а с взрослением уже быстрыми темпами пополняют свой лексикон новыми словами.

Если малыш долго не разговаривает, надо насторожиться и обратить внимание на проблему для выявления дефекта на ранней стадии. В противном случае развитие и обучение в школе будет затруднено. Поэтому первоочередная задача родителей как можно раньше обратить внимание на проблему и начать заниматься с малышом.

Логопедические упражнения в игровой форме, которые помогут развить фонематический слух. Их родители могут проводить дома самостоятельно:

  1. Отгадывание звука. Старший член семьи называет один звук, который кроха должен запомнить. Далее медленно произносится ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Отбивание ритма. Ладонями или подручным предметом родитель стучит по столу. Малыш должен повторить ритм.
  3. Повтор звукосочетаний за родителем.
  4. Отгадывание звука по картинкам. Для выполнения этого упражнения необходимо знать азбуку. Родитель произносит звук речи, а ребенок находит его среди картинок.
  5. Родитель намеренно искажает слова, среди которых есть и правильный вариант. Малыш хлопает в ладоши, когда слышит правильное звучание слова.

Систематическое выполнение комплекса логопедических упражнений от простого задания к сложному поможет достичь ощутимых результатов в устранении речевых нарушений у ребенка. Совместное времяпровождение за занятиями не только будет способствовать развитию слуха, но ещё и доставит огромную радость от общения обеим сторонам.

Как помочь ребенку в домашних условиях?

От правильного поведения родителей зависит результат работы. Смеяться над ребенком, который плохо говорит, ни в коем случае нельзя, так как он может замкнуться в себе. Каждому человеку, а тем более ребенку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Постарайтесь как можно больше уделять внимание своему малышу:

  • общайтесь с ним на различные темы;
  • разучивайте стихи и сочиняйте сказки;
  • читайте вместе и рисуйте иллюстрации к прочитанному;
  • обсуждайте прочитанное и придумывайте свои концовки произведений;
  • вместе слушайте музыку и пойте;
  • обязательно выслушивайте ребенка, не прерывая его рассказ.

Ненавязчивая беседа и вышеперечисленные занятия, проводимые в игровой форме, будут способствовать развитию речи и мышления. Во время общения постарайтесь выявить проблему и после этого обратиться к соответствующему специалисту.

Рекомендации родителям

Чтобы избежать проблем или начать их своевременно устранять, родители должны придерживаться советов профессионалов:

  • С самого рождения нужно активно разговаривать с малышом, описывая ему свои действия и окружающие предметы.
  • Побуждать кроху говорить, начиная с простых сочетаний звуков («агу»).
  • Подавать пример правильного произношения — говорить не спеша, отчетливо выговаривая все звуки.
  • Не усердствовать с ранним развитием, чтобы не перегрузить неокрепшую психику малыша.
  • Избегать травм головы.
  • При проявлении нарушений речи обратиться за консультацией к логопеду.
  • Следовать указаниям специалиста и регулярно заниматься — выполнять упражнениями, которые он порекомендует.
  • Не надо давить на малыша, заставляя его заниматься без желания.
  • Не ругайте за неудачи.

И самое главное — хвалите ребенка за малейшие достижения, проявленные во время занятий.

В заключение

Несовершенства речи в детском возрасте исправить нетрудно. Взрослому же человеку для устранения недостатков потребуется больше усилий, но это возможно благодаря оказанию помощи профессионалов, таких как специалисты логопедического центра в Белгороде.

Штат сотрудников центра включает, логопедов, дефектологов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов, специальных психологов. Квалифицированные работники:

  • подберут индивидуальную коррекционную программу;
  • помогут родителям вникнуть в суть проблемы ребенка;
  • проконсультируют в вопросах речевого развития;
  • протестируют уровень готовности детей к школе.

В центре проводятся занятия по улучшению дикции и техники речи как с детьми, так и со взрослыми. Для консультации или получения более подробной информации позвоните по указанному номеру телефона.

 

Логопед дефектолог продолжительность занятий