Раннее речевое развитие


Ранним считается возраст от 1,5 до 3 лет. На этом этапе может быть выявлена задержка речевого развития детей. По интенсивности и сложности решаемых задач он не имеет себе равных. По этой причине такой период считают самым благоприятным, чтобы начать раннее речевое развитие. Если здесь что-то упустить, то в дальнейшем для восстановления могут потребоваться двойные усилия.

Симптомы ЗРР

Подобный логопедический диагноз ставят в возрасте 3-4 лет. Частота возникновения варьируется от 3 до 10% от числа всех малышей. В процессе формирования речи ребенок проходит несколько стадий. Задержка речевого развития детей проявляется по-разному на каждом из этапов:

  1. Доречевой этап (1,5-2 месяца жизни). Отклонением считают полную беззвучность ребенка или малую активность при гулении и лепете.
  2. Лепет, лепетные слова и первые слова (4-5, 7-8,5 и 9-12 месяцев). Проблемы выявляют по отсутствию реакции на звук и произношение однотипных звуков.
  3. «Лексический взрыв» (1,6-1,8 месяцев). В активный словарь переходят все слова, которые до этого были в пассивном. Если ребенок повторяет чужие слова, у него могут быть проблемы с психоречевым  развитием.
  4. Появление простых двухсловных предложений (2 года). Проблемой считают ситуации, когда ребенок не произносит самостоятельные слова.
  5. Усвоение грамматических форм (3-4 года). Малыш может повторять только часто слышимые им фразы из взрослой речи или мультфильмов, что говорит о полном отсутствии собственной речи.

Почему возникает ЗРР

Специалистами допускаются некоторые задержки речевого развития: на 4-5 месяцев у мальчиков и 2-3 месяца у девочек. Диагностику проводят следующие специалисты: детский невролог, педиатр и логопед. По их мнению, отклонение могут вызывать:

  • травмы во время родов;
  • недоношенность;
  • врожденные аномалии;
  • мозговая дисфункция;
  • внутриутробная гипоксия;
  • повреждение головного мозга при травме;
  • длительные заболевания в раннем возрасте;
  • осложнения после вакцин;
  • тугоухость.

Методы коррекции

Устранять задержку речевого развития необходимо при помощи коррекционно-развивающей работы. Ее схема зависит от причин, вызывавших отставание. Существует несколько часто используемых методик в работе специалистов:

  • Организация благоприятной психоэмоциональной среды, проговаривание всего, что делает ребенок. Все это входит в раннее речевое развитие. Подобный комплекс помогает при ЗРР социально-педагогического характера.
  • Ноотропные препараты, массаж, физиотерапия. Такие методы используют в случае, если нарушение развития речи было вызвано дисфункцией мозга.

В качестве дополнения ребенку назначают консультацию и занятия с логопедом. Со специалистом малыш развивает слуховое и зрительное внимание, а также пополняет активный и пассивный словарь.