Общее недоразвитие речи


Общее недоразвитие речи — это различные сложные рече­вые расстройства, при которых у детей нарушено фор­мирование всех компонентов речевой системы, относя­щихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих при­знаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее вырази­тельным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, по­нимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. На­блюдается недостаточная речевая активность, которая с воз­растом, без специального обучения, резко падает.

Психическое развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичность к собственной речи. Пер­вичная патология речи тормозит формирование умственных способностей, препятствуя нормаль­ному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно рече­вых трудностей их интеллектуальное развитие приближает­ся к норме.

В большинстве случаев в анамнезе ОНР не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отме­чается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные заболевания в раннем детстве. Неблагоприят­ное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефи­цит общения также могут быть отнесены к факторам, тормо­зящим нормальный ход речевого развития.

Выделяют три уровня речевого развития у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Первый уровень речевого развития. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний. Широко ис­пользуются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, дей­ствий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу зна­чений.

Второй уровень речевого развития. Переход к нему ха­рактеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Об­щение осуществляется посредством использования постоян­ного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми собы­тиями окружающей жизни.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложе­ниями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется не­знание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.

Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменя­ют слова близкими по смыслу.

Третий уровень речевого характеризуется неправильным произне­сение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.

Отмечаются ошибки в согласовании числи­тельных с существительными, прилагательных с существи­тельными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

При грамотной логопедической работе все три уровня общего недоразвития речи успешно поддаются коррекции.