Логопедическая работа при алалии


Алалия – один из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения

Алалия – один из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения. Речь ребенка самостоятельно, без логопедической помощи почти не формируется. И очень важно, чтобы родители такого малыша приняли активное участие под руководством специалиста в работе по его преодолению.

В процессе работы преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения: развивается мышление, внимание, восприятие, которые в совокупности составляют необходимый фундамент для речевого развития.

Очень эффективным для развития речи при алалии оказывается использование логоритмики, когда музыка, слово и движение, сочетаясь в разных упражнениях, формируют речедвигательную деятельность, обеспечивают восполнение пробелов в речевом и личностном развитии детей.

На первом этапе логопедической работы формируется речевая активность ребенка, его пассивный (то, что ребенок понимает) и активный (то, что ребенок произносит) словарь. На втором этапе ведется работа по формированию у ребенка фразы, ее грамматическим оформлением. И на третьем, заключительном этапе, формируется связная речь. Это наиболее сложная форма речевой деятельности.

Работа над речью при алалии связана с предметно-практической деятельностью ребенка и опирается на нее. Вырабатывается осознание ребенком собственных действий (я ем, иду, стою) и действий других (мама сидит, кидает, несет; кубик упал; вода льется). По мере развития речевых возможностей ребенка учат строить связные и полные объяснения по ходу выполняемых действий, по поводу выполненных и предстоящих действий.

Постепенно логопед приучает ребенка внимательно дослушивать фразу до конца, понимать оттенки лексико-грамматических форм, вопросы, в которых скрыты разнообразные предметные отношения (Чем едят? Что едят? Из чего едят? Кто моет руки? У кого будут чистые руки? Зачем моют руки? Чем моют? и т. д.). У детей вырабатывается сознательная наблюдательность над употреблением лексико-грамматических форм, интонаций, закрепляется понимание отношений, связи слов в разнообразных сочетаниях.

При работе с детьми с алалией используется преимущественно игровая форма работы, так как она возбуждает интерес, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, моторики, обеспечивает эмоциональность воздействия.

Работа по преодолению алалии — очень трудоемкий и длительный процесс. Желаем успехов Вам и вашим детям!

доктор звуков логопед дети алалия